Проект «Наставник в тренде»
«Наставник в тренде» − многоуровневая модель современного наставничества
Системное применение наставничества максимально эффективно задействует внутренние ресурсы образовательной организации для передачи знаний и трансляции ценностей всех субъектов образовательного процесса. Школы, способные использовать синергию талантов своих сотрудников, учащихся, родительского сообщества и педагогических коллективов вузов для общей цели, в большей мере наблюдают рост производительности, уровней обученности и воспитанности и личностный рост всех участников образовательного процесса. Предлагаемая модель наставничества осуществляется в формах «взаимного наставничества», «наставничества наоборот», «ситуативного наставничества», «скоростного наставничества».
Направления:
— кураторская методика;
— профориентация;
— психолого-педагогическая практика.
Целевая аудитория: менеджеры образования, методисты, преподаватели вузов и студенты, учителя и учащиеся, родительская общественность, работодатели.
Цель: внедрение в МБОУ «Лицей № 13» целевой многоуровневой модели наставничества как комплекса психологической, методологической помощи и поддержки педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) для создания комфортной, стабильной развивающей среды, для организации успешного образовательного процесса.
Задачи:
1. обеспечить инфраструктуру и материально-техническую базу для реализации проекта наставничества;
2. выстраивать эффективное взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;
3. сформировать базу данных проекта наставничества и реализовывать лучшие творческие наработки и практики;
4. создать условия для непрерывного развития социального капитала и кадрового потенциала лицея.
Информационно-телекоммуникационное оснащение:
1. Система видеоконференцсвязи.
2. Официальные Интернет-ресурсы образовательной организации
3. Система школьных электронных киосков.
Ключевые этапы
1. Создание условий и материально-технической базы для реализации проекта. Определение участников проекта и их ролей. Анализ социального капитала лицея. Составление плана работы над проектом по трем направлениям, и выбор форм реализации наставничества.
2. Обобщение и распространение опыта по организации наставничества в образовательной организации. Проведение практических мероприятий. Промежуточный анализ результатов работы над проектом. Создание информационной методической базы для успешной работы по реализации проекта «Наставник в тренде!».
3. Анализ и систематизация итоговых результатов реализации проекта «Наставник в тренде». Создание методической базы. Рефлексия проведенной работы, мониторинг результативности. Рассмотрение вопроса о включении опыта реализованного проекта в Программу развития лицея.
«Кураторская методика» помогает перевести педагогические знания учителей в ежедневную практику за счет командного взаимодействия и неформальных лидеров коллектива
Как работает «Кураторская методика»?
Управленческая команда | Фокус на деталях | Педагог-куратор | Регулярность процесса |
запускает процесс еженедельных взаимопосещений уроков учителями в парах | Один урок – один аспект для наблюдения, который фиксируется в специальном протоколе | организует обсуждение и инициирует поиск решений обнаруженных проблем, используя техники коучинга | Посещения уроков проходят еженедельно, каждые две недели – контроль прогресса и новая цель |
Схема взаимодействия в рамках методики
Каждый аспект наблюдения ориентирован на развитие соответствующей учительской компетенции
Учебная деятельность | Компетенция Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий Аспекты наблюдения: – Время для размышления; – Вопросы и подсказки; – Продуктивные вопросы; – Использование похвалы, разъяснение причин похвалы; – Динамика урока (монотонность); – Связь урочного и внеурочного; – Активное слушание. | Компетенция Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Аспекты наблюдения: – Диагностика текущего уровня понимания; – Обратная связь; – Постановка целей. | Компетенция Использовать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями Аспекты наблюдения: – Распределение внимания учителя на уроке; – Работают все; –Индивидуальные помощь и внимание; – Работа педагога с разными группами учащихся. |
Воспитательная деятельность | Компетенция Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях Аспекты наблюдения: – Интерес к личности ребенка; – Эмоциональная сторона урока; – Невербальное поведение; – Дисциплина без репрессий | Компетенция Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Аспекты наблюдения: – Использование групповой работы; – Самооценка группы. | Компетенция Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность Аспекты наблюдения: – Оценка групповой работы; – Похвала, арсенал похвалы; – Война против монотонности. |
Автор «Кураторской методики» Ушаков Константин Михайлович д.п.н., профессор НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Директор школы».
Работа педагога с разными группами учащихся
Аспект — Равные возможности для ответа
Раздел наполняется