Проект «Наставник в тренде»

«Наставник в тренде» − многоуровневая модель современного наставничества

Системное применение наставничества максимально эффективно задействует внутренние ресурсы образовательной организации для передачи знаний и трансляции ценностей всех субъектов образовательного процесса. Школы, способные использовать синергию талантов своих сотрудников, учащихся, родительского сообщества и педагогических коллективов вузов для общей цели, в большей мере наблюдают рост производительности, уровней обученности и воспитанности и личностный рост всех участников образовательного процесса. Предлагаемая модель наставничества осуществляется в формах «взаимного наставничества», «наставничества наоборот», «ситуативного наставничества», «скоростного наставничества».

Направления:

— кураторская методика;

— профориентация;

— психолого-педагогическая практика.

Целевая аудитория: менеджеры образования, методисты, преподаватели вузов и студенты, учителя и учащиеся, родительская общественность, работодатели.

Цель: внедрение в МБОУ «Лицей № 13» целевой многоуровневой модели наставничества как комплекса психологической, методологической помощи и поддержки педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) для создания комфортной, стабильной развивающей среды, для организации успешного образовательного процесса.

Задачи: 

1. обеспечить инфраструктуру и материально-техническую базу для реализации проекта наставничества;

2. выстраивать эффективное взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;

3. сформировать базу данных проекта наставничества и реализовывать лучшие творческие наработки и практики;

4. создать условия для непрерывного развития социального капитала и кадрового потенциала лицея.

Информационно-телекоммуникационное оснащение:

1. Система видеоконференцсвязи.

2. Официальные Интернет-ресурсы образовательной организации

3. Система школьных электронных киосков.

Ключевые этапы

1.      Создание условий и материально-технической базы для реализации проекта. Определение участников проекта и их ролей. Анализ социального капитала лицея. Составление плана работы над проектом по трем направлениям, и выбор форм реализации наставничества.

2.      Обобщение и распространение опыта по организации наставничества в образовательной организации. Проведение практических мероприятий. Промежуточный анализ результатов работы над проектом. Создание информационной методической базы для успешной работы по реализации проекта «Наставник в тренде!».

3.      Анализ и систематизация итоговых результатов реализации проекта «Наставник в тренде». Создание методической базы. Рефлексия проведенной работы, мониторинг результативности. Рассмотрение вопроса о включении опыта реализованного проекта в Программу развития лицея.

Кураторская методика

«Кураторская методика» помогает перевести педагогические знания учителей в ежедневную практику за счет командного взаимодействия и неформальных лидеров коллектива

Как работает «Кураторская методика»?

Управленческая команда  Фокус на деталяхПедагог-кураторРегулярность процесса
запускает процесс еженедельных взаимопосещений уроков учителями в парахОдин урок – один аспект для наблюдения, который фиксируется в специальном протоколеорганизует обсуждение и инициирует поиск решений обнаруженных проблем, используя техники коучингаПосещения уроков проходят еженедельно, каждые две недели – контроль прогресса и новая цель

Схема взаимодействия в рамках методики

Каждый аспект наблюдения ориентирован на развитие соответствующей учительской компетенции

Учебная деятельностьКомпетенция Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий                   Аспекты наблюдения: – Время для размышления; – Вопросы и подсказки; – Продуктивные вопросы; – Использование похвалы, разъяснение причин похвалы; – Динамика урока (монотонность); – Связь урочного и внеурочного; – Активное слушание.  Компетенция Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей   Аспекты наблюдения: – Диагностика текущего уровня понимания; – Обратная связь; – Постановка целей.Компетенция Использовать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями         Аспекты наблюдения: – Распределение внимания учителя на уроке; – Работают все; –Индивидуальные помощь и внимание; – Работа педагога с разными группами учащихся.
Воспитательная деятельностьКомпетенция Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях   Аспекты наблюдения: – Интерес к личности ребенка; – Эмоциональная сторона урока; – Невербальное поведение; – Дисциплина без репрессийКомпетенция Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу     Аспекты наблюдения: – Использование групповой работы; – Самооценка группы.Компетенция Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность   Аспекты наблюдения: – Оценка групповой работы; – Похвала, арсенал похвалы; – Война против монотонности.

Автор «Кураторской методики» Ушаков Константин Михайлович д.п.н., профессор НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Директор школы».

Работа педагога с разными группами учащихся

Как подбирать задания для пар

Аспект — Типы вопросов

Аспект — Равные возможности для ответа

Аспект- Работают все

Аспект — Время на установление дисциплины

Аспект- Время для размышления

Схема класса 1

Схема класса 2

Профориентация

Психолого-методологическая практика

Раздел наполняется