Итоговое сочинение (изложение) - условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

(далее – ГИА). Следовательно, написание сочинения является обязательным для выпускников школ текущего года.

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание.

 

 

Итоговое сочинение (изложение)

2018-2019 учебный год


Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

 

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

 

 

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Участники итогового сочинения (изложения):

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:

- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов.

Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:

- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);

- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);

- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;

- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому. Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию проводиться в устной форме.

Организации проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования (далее - образовательные организации).

В целях информирования граждан о порядке проведения итогового сочинения (изложения) на официальных сайтах Министерства Образования Ростовской области, образовательных организаций не позднее, чем за месяц до даты проведения итогового сочинения (изложения) размещается следующая информация:

- о сроках проведения итогового сочинения (изложения);

- о местах проведения итогового сочинения (изложения) для разных категорий участников;

- о местах регистрации проведения итогового сочинения (изложения);

- о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения).

Для организации и проведения итогового сочинения (изложения) формируется комиссия образовательной организации по проведению и проверке итогового сочинения (изложения).

В состав комиссии образовательной организации входят:

- члены комиссии, участвующие в организации проведения итогового сочинения (изложения);

- эксперты, участвующие в проверке итогового сочинения (изложения);

- технический специалист, оказывающий информационно-технологическую помощь при проведении итогового сочинения (изложения).

Состав комиссии образовательной организации формируется из школьных учителей-предметников, администрации школы. Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек в зависимости от количества участников итогового сочинения (изложения).

Эксперты, участвующие в проверке итогового сочинения (изложения) должны соответствовать следующим требованиям: владеть необходимой нормативной базой, иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы», обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, владеть компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения).

Сроки и продолжительность итогового сочинения (изложения)

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) проводится 6 декабря, 7 февраля и 2 мая.

Сбор исходных сведений и подготовка к проведению итогового сочинения (изложения)

Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) вносятся в РИС не позднее, чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения).

Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) предоставляют органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и (или) образовательные организации, в которых обучающиеся получают среднее общее образование, не позднее, чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения).

Бланки для проведения итогового сочинения (изложения) вместе с отчетными формами для проведения итогового сочинения (изложения) печатаются  и доставляются в образовательные организации не позднее, чем за день до проведения итогового сочинения (изложения).

Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена (ЕГЭ) ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru), а также на официальном сайте ФГБУ «Федеральный центр тестирования» (rustest.ru).

В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяется помещение для технического специалиста, оказывающего информационно - технологическую помощь при проведении итогового сочинения (изложения), обеспечение телефонной связью, доступом в информационно - телекоммуникационную сеть «Интернет», принтером, техническим оборудованием для проведения сканирования, копирования, персональным компьютером с необходимым программным обеспечением.

Проведение итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических норм.

Вход участников начинается в 9.00 по местному времени.

Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в произвольном порядке.

До начала итогового сочинения (изложения) проводится инструктаж о порядке проведения итогового сочинения (изложения).

Не ранее 10.00 проводится вторая часть инструктажа, в ходе которого участники знакомятся с темами итогового сочинения (изложения), заполняют регистрационные поля бланков.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участника, помимо бланка регистрации и бланков записи находятся:

- ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);

- документ, удостоверяющий личность;

- при необходимости — лекарства и питание;

- орфографический словарь, выданный членами комиссии.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные словари.

За 30 минут и 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) участникам сообщается о скором завершении итогового сочинения (изложения).

По окончании итогового сочинения (изложения) собираются бланки регистрации, бланки записи, дополнительные бланки записи, черновики.

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения)

Руководитель образовательной организации после сбора материалов итогового сочинения (изложения) передает материалы техническому специалисту для копирования, а затем экспертам для проверки.

Эксперты, участвующие в проверке итоговых сочинений (изложений), осуществляют проверку и оценивание в соответствии с критериями оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором. Каждое сочинение проверяется экспертом один раз.

Результаты проверки и оценка вносятся в копию бланка регистрации и передаются руководителю образовательной организации.

Ответственное лицо, определенное руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации.

Обработка результатов итогового сочинения (изложения)

Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения )участников итогового сочинения (изложения) с внесенными в них результатами проверки доставляются руководителями образовательных организаций в п. Новосергиевка для последующей обработки.

Обработка проверенных бланков итогового сочинения (изложения) включает в себя:

- Сканирование проверенных оригиналов бланков итогового сочинения (изложения);

- Распознавание информации, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения);

- Сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения).

Темы итогового сочинения (изложения) и образцы оригиналов бланков доступны ооразовательным организациям высшего профессионального образования через ФИС ГИА.

Повторный допуск к сдаче итогового сочинений (изложения)

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в текущем году в дополнительные сроки:

- Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

- Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

- Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Срок действия результатов итогового сочинения (изложения)

Результат итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата.

Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них действующих результатов итогового сочинения прошлых лет.

 

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования результаты итогового сочинения только текущего года, при этом результат итогового сочинения прошлого года аннулируется.