ДИАЛОГ КУЛЬТУР И КОНФЕССИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЦЕЯ

 

 Глобализация и информационная революция, расширяя границы межкультурных контактов, стирая грани между цивилизациями, культурами, конфессиями, требуют нового видения проблем межкультурных и межконфессиональных взаимодействий в образовательном пространстве школы. Столкновение культур и цивилизаций, миграционные процессы порождает проблемы межнациональных конфликтов, межнациональной розни, агрессивных настроений к «чужим» культурам. Дети-мигранты как носители других культур, вероисповеданий, национальных традиций и образа жизни входят в группу риска в условиях массовой школы. Межличностное взаимодействие в межнациональных классах требует от современного школьника терпимости, уважения и понимания других культур, способность рефлексировать свою и другую культуру, - основных составляющих межкультурной компетентности.

 Во Всеобщей декларации о культурном разнообразии ЮНЕСКО - неправительственной организации ООН по вопросам образования и науки - подчеркивается важность культурного разнообразия как общего достояния человечества, призванного обеспечить гармоничное взаимодействие и стремление к сосуществованию людей и сообществ с плюралистической, многообразной и динамичной культурной самобытностью. Культурное разнообразие расширяет возможности выбора, имеющиеся у каждого человека, оно является одним из источников развития, рассматриваемого не только в плане экономического роста, но и как средство, обеспечивающее полноценную интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь. Идеи и ценности ЮНЕСКО о культурном разнообразии поддерживаются в реальных проектах. Один из таких проектов - «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

 Инициированный в 1953 г. проект Ассоциированных школ ЮНЕСКО (ПАШ) сегодня включает 7500 организаций в 174 странах. В большинстве своем - это государственные школы, а также частные и экспериментальные образовательные учреждения. Для участия в данном проекте школы отбираются национальными органами власти. Деятельность ассоциированных школ осуществляется в соответствии с идеалами ЮНЕСКО (международные дни, права человека, демократия, ненасилие, межкультурное обучение, охрана окружающей среды). Ассоцированные школы привержены продвижению идеалов ЮНЕСКО путём проведения пилотных проектов для того, чтобы лучше подготовить подрастающее поколение к сложному, постоянно меняющемуся миру, в котором все взаимозависимо. Новая стратегия ПАШ на 2004-2009 гг. акцентируют внимание на четырёх главных аспектах процесса обучения в 21 веке (учиться узнавать, делать, быть, жить вместе). Национальные комиссии по делам ЮНЕСКО и Министерства создают сети школ, заинтересованных в проведении мероприятий, направленных на повышение качества образования, особенно в этнической, культурной и международной сферах путём разработки эффективных подходов преподавания, методик и материалов.

 Анализ опыта работы педагогического коллектива МОУ лицей № 13 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону показал, что большое внимание в педагогическом процессе школы уделяется изучению истории школы, бывшей женской гимназии Нахичевани, организации исследовательской деятельности школьников по сбору материалов об истории и культуре донского края, этносов и конфессий, традиционно населявших территорию Дона. Все это позволило рабочей группе, в которую вошли директор лицея Корхова Г.В., Черная А.В., доктор психологических наук, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе; Чекунова Е.А., кандидат педагогических наук, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе подготовить про¬ектные предложения для участия лицея в конкурсном отборе Ассоциированных школ ЮНЕСКО с проектом «Диалог культур и конфессий в образовательном пространстве школы». Основанием для разработки проекта выступили программные документы ЮНЕСКО. Содержание проекта соответствует программным приоритетам ЮНЕСКО. Проект базируется на основных положениях программных документов ЮНЕСКО: Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия (2003), Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005), Всеобщей декларация о культурном разнообразии (2001). Преамбула Устава ЮНЕСКО гласит, что «... для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества». Теоретическим основанием для разработки явились идеи поликультурного образования (Multicuctural Education) как образования, включающего организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культур, отличающихся по языковому, этническому и расовому признаку. Важность культурного многообразия, подчеркиваемого в программных документах ЮНЕСКО требует организации образовательного процесса в школе на основе диалога личности с различными культурами и конфессиями в ходе межкультурного взаимодействия.

 В проектной документации определены следующие цели проекта: создание в образовательном пространстве школы условий для межкультурного и межконфессионального диалога в целях развития у учащихся этнического самосознания; этнической и конфессиональной идентичности и толерантности; компетентности в межэтническом и межконфессиональном взаимодействии в детской, подростковой, юношеской субкультуре; готовности к исследованию, сохранению и популяризации этнических и конфессиональных традиций; презентации различных форм культурного самовыражения в исследовательской, художественной, творческой деятельности; снижения рисков межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

 Основные направления деятельности школы по реализации проекта связаны с разработкой учебно-методического обеспечения поликультурного образования: учебных программ, пособий, учебников, электронных ресурсов для факультативных и элективных курсов, направленных на повышение поликультурной грамотности учащихся; - организацией научно-исследовательской деятельности школьников по изучению, документированию, популяризации народного быта, праздничных, игровых традиций и других культурных практик донского казачества и сопряженных этносов, проживающих в полиэтническом регионе Юга России. В рамках проекта намечены основные мероприятия: организация и оснащение школьного музея «История женской гимназии Нахичевани»; организация деятельности семейной воскресной школы «Дон - наш общий дом»; организация школьного фестиваля «Изучаем культуры и религии»; организация и проведение международной конференции «Поликультурное образование - условие развития этнического и конфессионального многообразия». В реализации проекта примут участие сотрудники кафедры детской психологии факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ, магистранты, аспиранты кафедры.

 

Новости

17.09.2017

Коррекционно-развивающие занятия

Государственное бюджетное учреждение Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с 1 октября 2017 года проводит набор детей и подростков в группы коррекционно-развивающих занятий психолого-педагогической направленности.

подробнее »

10.09.2017

Родительское собрание

15 сентября 2017 года в 18.00 в лицее (пл. Свободы, 1/1) состоится  родительское  собрание  будущих  первоклассников

10.09.2017

Открытый урок

Открытый урок «Ростовская область — это мы»

подробнее »

04.09.2017

Центр развития

Донской государственный технический университет приглашает способных и  мотивированных детей, обучающихся 8-11 классов вверенного Вам образовательного учреждения на занятия в Цeнтp развития одаренных детей «МаксиУМ».

 

подробнее »

01.09.2017

1 сентября - начало нового учебного года!

Сегодня, 1 сентября 2017 года, в МБОУ «Лицей №13» состоялась традиционная торжественная линейка, посвященная началу нового учебного года.

подробнее »



Наш адрес:
344019, г.Ростов-на-Дону
пл. Свободы, 1,
лицей №13,
тел. 253-17-55

E-mail: lichey13@mail.ru